Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

форум для обсуждения технологических вопросов, появляющихся в химической и смежных отраслях
chemtech and the results of science in real production
Ответить
mazutter
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2010 11:56 pm

Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение mazutter » Ср сен 22, 2010 8:57 pm

Здравствуйте, господа химики!

Серьезно одолело любопытство по поводу автомобильного бензина. Надеюсь, вы поможете мне его удовлетворить.
Что представляет собой жидкость, которую нам продают на заправках?
Можно ли найти информацию о составе, всех добавках и их назначении? Где об этом можно прочитать, и не на уровне журнала "За рулем" для обывателя, а куда более серьезно? (Я химик по второму образованию, но никогда не работал по этой специальности).

Можно ли узнать точный состав хотя бы одной марки бензина, который реально встречается в продаже, и понять, зачем там тот или иной компонент и почему его именно столько? Насколько такая информация закрыта? Хотя бы для кустарно-нелегально изготовляемых бензинов, среди них попадались и неплохие по оценке работы двигателя. Или для бензина, который делался 20-30 лет назад и сейчас состав уже нет смысла скрывать.

Несмотря на много лет владения авто (сейчас современная японская с впрысковым двигателем), интерес возник по другой причине. Приобрел недавно дорогую профессиональную немецкую бензопилу, и весьма недорогой китайский бензогенератор с маленьким четырехтактным двигателем. Вот эти маленькие двигатели и начали мне купоросить мозги по поводу бензина. Бензопила - лишь тем, что требует строго 95-й, и хочется не портить инструмент. Предпочитаемый мной для авто "Лукойл", оказывается, нестерпимо воняет, и подобная вонь идет из выхлопа бензопилы. Очень неприятно. Можно купить 95-й неизвествного происхождения без этой вони, но никакой гарантии качества.

Китайский генератор очень не любит "лукойловский" бензин вообще, особенно 95-й. Двигатель постоянно пропускает вспышки, если нагрузка более половины номинала. Свеча вся в копоти. После останова двигателя из глушителя несколько часов воняет натуральным керосином и еще чем-то ароматическим. Моторчик, у которого ресурс и так от силы 300-400 моточасов, так можно запороть очень быстро.
На бензине неизвестного происхождения с других заправок этот двигатель работает намного лучше, можно сказать - часто без нареканий.
Машина, наоборот, на лукойле едет лучше. (Более качественных заправок в городе нет.)
Почему так? Что за вонючую бодягу месит лукойл? Почему она плохо поджигается в маленьком двигателе?

Для эксперимента этому двигателю сделал из реактивов "лабораторный бензин": гептан 50%, бензол 40%, метанол 10%. Идеально ровная работа, никаких намеков на детонацию и пропуск тактов. Очень хорошо помогает также нитрометан + тетраэтилсвинец в обычный бензин, или половину бензина заменить на толуол. Но это лишь способ убедиться что проблема в бензине, а не в системах миниэлектростанции. Электричество из реактивов "золотое", ясное дело :D И некоторые вещи крайне дефицитны, для доставания физическому лицу :(

Есть вариант палить в моторе поддельный растворитель 646, который состоит из 50% толуола и 50% метанола, и пока есть где его покупать 8)
Но - последствия для мотора плохо предсказуемы, и бензин все равно дешевле.

Надеюсь на подробные комментарии химиков-практиков.

Аватара пользователя
avor
Сообщения: 12650
Зарегистрирован: Пн янв 24, 2005 1:13 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение avor » Ср сен 22, 2010 9:20 pm

Странно, но общий тренд, если вы в Москве, то весь бензин на всех заправках производства МНПЗ. А уж что там на вывеске написано Шелл ТНК Лукойл. Вообще говоря состав бензина зависит от сырья. Хороший изо алкановый, высокооктановый бензин после всяких реформингов, в России сейчас практически не встречается да и потреблялся он в основном поршневыми самолетами. Никто не делает бензин смешивая вещества бензин это технологическая смесь после неких операций над нефтью. Да эта смесь должна отвечать неким физико химическим параметрам горения поэтому ее часто под них подгоняют добавками ТЭС, ТБМЭ, толуол и смесь этил бензола кумола и ксилолов - это все для повышения октанового числа. Судя по вашему описанию лукойловский бензин как раз содержит этилбензолкумольноксилольнотолулольную добавку. Почему коптит и чихает китаезный двигло наверно ему надо что-то подстроить с опережением запаздыванием зажигания или пользоваться более простым бензином.

По повду ваших экспериментов с метанолом нитрометаном и тэс. Они очень не полезны для здоровья, не рекомендую с ними связываться без вытяжнвх шкафов и других средств ИЗ, особенно ТЭС.

mazutter
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2010 11:56 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение mazutter » Ср сен 22, 2010 9:52 pm

Странно, но общий тренд, если вы в Москве, то весь бензин на всех заправках производства МНПЗ
Я в очень глубокой провинции. Называется Новочебоксарск.
Был бы в Москве - купил бы 200 л бочку импортного высокооктанового чистого бензина. Он ощутимо дороже, но проблема бы решилась навсегда. Тьфу... при таком раскладе купил бы фирменный дорогой бензогенератор, тихий и мощный. Тысяч за 50-80 рублей. Или дизель. Вот и всё.
Никто не делает бензин смешивая вещества бензин это технологическая смесь после неких операций над нефтью.
Это - понятно. Берется товарный продукт с температурой кипения в определенном диапазоне. Для коррекции свойств добавляется опять же товарный продукт вроде толуола с этилбензолом. Подробности хочу!
Стало быть, под вывеской "лукойл" в регионах может продаваться бензин с какого угодно завода? Я думал, у них своё производство.

По повду ваших экспериментов с метанолом нитрометаном и тэс. Они очень не полезны для здоровья,
Знаю ;) Смеси месились в лесу на открытом воздухе. Не подумайте, что дома. Домя я даже эти реактивы не храню, т. к. дети и стадо кошек.
Хотя некоторый опыт авиамоделизма в прошлом приучил относится к этим веществам спокойно. Топливо для совсем маленьких моторчиков делают из такой гадости, что у не знакомых с темой волосы дыбом.

Давайте продолжим про товарный бензин ;)

Аватара пользователя
avor
Сообщения: 12650
Зарегистрирован: Пн янв 24, 2005 1:13 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение avor » Чт сен 23, 2010 8:37 am

--Называется Новочебоксарск.

Ну, для химика то это не провинция, а один из крупнейших химических центров.

--Стало быть, под вывеской "лукойл" в регионах может продаваться бензин с какого угодно завода?

Да!

--- Я думал, у них своё производство.

Конечно у них свое производство есть, в основном в саратовской, самарской и волгоградской области, при чем в этих регионах лукойловский ГСМ продается под вывесками других компаний. Не выгодно возить бензин из одного региона в другой, когда в этом другом есть свой.

--Берется товарный продукт с температурой кипения в определенном диапазоне. Для коррекции свойств добавляется опять же товарный продукт вроде толуола с этилбензолом. Подробности хочу!

Какие подробности то?
Температура кипения это только один из показателей, измеряют детонацию, кое что в продуктах сгорания, потом корректируется добавками. Совсем поддельный бензин делается из 66,76, 80 прямогонки его экономически выгодно и безвредно для мотора поднять до 95 можно только ТЭС, но экология. Нехорошие люди используют все что угодно: ферроцен, толуол с ксилолом при этом не очень заботясь о любых других показателях кроме октанового числа получается бяка, которая забивает движок продуктами недосгорания, портит топливопроводы, выдает каку в выхлоп и тд. Но это откровенное криминальное мошенничество. Уважающие себя люди, так не делают, они исходно берут заводской бензин уже повышенного качества(в котором линейные алканы прошли изомеризацию) и чуточку его корректируют в основном ароматикой (но ее нужно значительно меньше(чем в случае с прямогонкой) и поэтому можно использовать более дорогую, лучшего качества) и метилтретбутиловым эфиром. Примерно так я себе это представляю.

Я думаю что в вашем случае нужно для китайского генератора просто перейти на бензин, который он хорошо кушает и не парится. Надо сделать микрозакупки на нескольких колонках тут же его испытать и тут же купить большую партию подходящего. Бензин кстати портится при хранении, в основном осмоляется, его лучше хранить без контакта с металлом(крашенная, но лучше эмалированная тара), в прохладном месте, без доступа света.

Аватара пользователя
slavert
Сообщения: 6688
Зарегистрирован: Сб янв 17, 2004 12:28 am

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение slavert » Чт сен 23, 2010 11:51 am

avor писал(а):Странно, но общий тренд, если вы в Москве, то весь бензин на всех заправках производства МНПЗ.
ложное утверждение
у Лукойла есть свои нефтебазы в Подмосковье, туда отгружает например ПермьНефтеоргсинтез напрямую
Тоже самое ТНК
мелкие конторы, они да, могут у чеченов/дагов затовариватся продуктом на ослиной моче
А уж что там на вывеске написано Шелл ТНК Лукойл.
крупные конторы паспорта на бензин выкладывают в свободный доступ в инет
Вообще говоря состав бензина зависит от сырья. Хороший изо алкановый, высокооктановый бензин после всяких реформингов, в России сейчас практически не встречается
все крупные НПЗ перешли/переходят на изомеризацию вместо риформинга
Путен утвердил новый техрегламент прошлой осенью
на ПНОС изомеризация запущена еще 4 года назад

да и потреблялся он в основном поршневыми самолетами.
поршневой самолет потребляет этилированый бензин потому что поршень смазывается соединениями свинца

Да эта смесь должна отвечать неким физико химическим параметрам горения поэтому ее часто под них подгоняют добавками ТЭС, ТБМЭ, толуол и смесь этил бензола кумола и ксилолов - это все для повышения октанового числа.
она должна отвечать параметрам утвержденным Путеном, новый техрегламент, там их много, не только октановое число моторным методом
Судя по вашему описанию лукойловский бензин как раз содержит этилбензолкумольноксилольнотолулольную добавку.
воняет бензин МТБЭ как правило
По повду ваших экспериментов с метанолом нитрометаном и тэс. Они очень не полезны для здоровья, не рекомендую с ними связываться без вытяжнвх шкафов и других средств ИЗ, особенно ТЭС.
это просто вариант запороть движок
от нитрометана его температура будет раза в полтора выше стандарта, все поплавит к чорту
ТЭС просто вас потравит

Аватара пользователя
avor
Сообщения: 12650
Зарегистрирован: Пн янв 24, 2005 1:13 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение avor » Чт сен 23, 2010 2:13 pm

--крупные конторы паспорта на бензин выкладывают в свободный доступ в инет
Ну и что там полезного в этом паспорте кроме как указан НПЗ. Количество использованных добавок и их номенклатурный состав не указан. Даже количество ароматики и одлефинов не указано. Ну да нормы по железу и марганцу(чтоб всяких ферроценов не было) по бензолу и сере - все!

--мелкие конторы, они да, могут у чеченов/дагов затовариватся продуктом на ослиной моче
Это так вы позиционируете Московский НПЗ, я о нем говорил.

-поршневой самолет потребляет этилированый бензин потому что поршень смазывается соединениями свинца

Может быть я не буду спорить, Но откуда вы это знаете, не скажете.

--воняет бензин МТБЭ как правило

а ароматика, которой тот же ЛукОйл обещает до 40 процентов, не пахнет? МТБЭ более 15% не бывает, в массе. А сернистые соединения?

mazutter
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2010 11:56 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение mazutter » Чт сен 23, 2010 7:20 pm

--- это просто вариант запороть движок
от нитрометана его температура будет раза в полтора выше стандарта, все поплавит к чорту

Знаю, поэтому это был лишь эксперимент на минуту. Такой движок форсировать нельзя. И цена нитрометана, если его не воровать - рука не поднимется лить в мотор. (Эх, новочебоксарский Химпром рядом, но я не имею с ним абсолютно никаких связей и ничего тырить оттуда не могу... Давно уже занимаюсь совсем другим - силовой электроникой.)


--- ТЭС просто вас потравит
Ну годами ездил в советское время, все ездили, не потравились ведь. А вы за меня не бойтесь вот по какой причине - ТЭС то у меня в виде чистейшего немецкого реактива, куплен за очень приличные свои денежки. Не вариант в бензин пихать. Всё равно что деньги жечь. Вариант - это достать технический.

Кстати..... Если в бензине ТЭС, то в нем вроде бы должен быть растворитель с содержанием брома или хлора, чтобы выносить свинец в виде солей из двигателя и выхлопных труб. На заре авиации вроде добавляли четыреххлористый углерод.
Какие требования к этому растворителю? Например дихлорэтан, или хлористый метилен пойдет?

--крупные конторы паспорта на бензин выкладывают в свободный доступ в инет
Ну и что там полезного в этом паспорте кроме как указан НПЗ.
Вот именно, что ни фига там нет.
Хочу полный реальный состав какого-либо бензина, со всеми присадками. Например хоть советского этилированного 92-го, скрывать этот состав наверное нет уже никакого экономического смысла.

-поршневой самолет потребляет этилированый бензин потому что поршень смазывается соединениями свинца
Еще в детстве специально стал сзади взлетающего "кукурузника" понюхать выхлоп :lol:
Не унюхал ни хлора, ни брома, ни керосиновой гари, а лишь слабенький сладколватый запах бензина "Калоша". Может быть, этот мотор работал на чистом Б-70? Не решился спросить у летчика :(

Кстати, "Калоша" какое будет иметь октановое число, или ее аналог - импортный алифатический легкий бензин, применяемый как разбавитель для красок?

ttt
Сообщения: 405
Зарегистрирован: Вт янв 25, 2005 11:15 am

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение ttt » Пт сен 24, 2010 8:01 am

где-то 60-70, если память не подводит. но точно помню, что на 80 не тянет.
это я про бензин "Калоша", он же Нефрас С2 80/120

mazutter
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2010 11:56 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение mazutter » Пт сен 24, 2010 8:48 pm

Процитирую, что мне ответили по поводу бензина на форуме по силовой технике (где обсуждают генераторы, сварочные инверторы и т. п.)
Попробуйте немного порегулировать зазор в сторону увеличения (на 0.2-0.3 мм), должно улучшиться зажигание. К сожалению, наш бензин редкое г-но, для достижения октанового числа либо его лишают практически польностью легких фракций, либо намешивают присадки, которые затрудняют зажигание. Делается это для устранения детонации от калильного зажигания топлива. Я в свое время для улучшения заводки движка от газонокосилки добавлял к 92 бензину примерно 1/4 часть 76 бензина. Заводился намного лучше, а на работе не сказывалось.
Это комментарий по поводу чихания китайского двигателя на 95-м лукойловском бензине, в чем естетственно виновата и слабенькая система зажигания.

Прошу химиков прокомментировать по поводу присадок, затрудняющих зажигание. И связи октанового числа с калильным зажиганием.
К примеру у метанола октановое число очень высокое, но он сильно подвержен калильному зажиганию. Разве детонация и калильное зажигание - это одно и то же? Ведь метанол применяют как эффективную (и экологически чистую) присадку для повышения октанового числа и в авто/мотоспорте, и в обычных товарных бензинах в Европе, и весьма широко.

Получается, вместе с метанолом в бензин при производстве (в Европе) обязательно добавляют присадку, подавляющую калильное зажигание? А что она собой представляет?

Что-то я совсем уже путаюсь, честно говоря.... В институте на химическом факультете нам, как ни странно, почти ничего не рассказывали про моторные топлива и эта тема оказалась совершенно незатронутой. То же самое про полимеры, имеющие отношение к лакокрасочной промышленности, почти полностью изучал сам. Потом работал в конторе, где с соратниками кустарно бодяжили масляную краску из чего угодно и продавали госорганизациям. Барыгами были 8) 8) 8)

mazutter
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2010 11:56 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение mazutter » Чт сен 30, 2010 2:38 pm

Тема умерла..........
Видимо, я спросил что-то совершенно неприличное :(

Аватара пользователя
SkydiVAR
Сообщения: 10196
Зарегистрирован: Пн янв 19, 2009 12:51 am
Контактная информация:

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение SkydiVAR » Чт сен 30, 2010 5:43 pm

mazutter писал(а):Тема умерла..........
Видимо, я спросил что-то совершенно неприличное :(
Да нет, я бы не сказал, что неприличное. Просто почти вся эта информация доступна в инете (детонация и калильное зажигание и чем отличаются - а это абсолютно разные процессы! В фразе "детонация от калильного зажигания" под словом "детонация", вероятно, имеется в виду "стук в двигателе".) либо только в сугубо специальной литературе (связь октанового числа с устойчивостью к калильному зажиганию - если и исследовалась, то скорее всего на узком круге топлив. Впрочем, я не спец.), если вообще существует (про "противокалильные" присадки ни разу не слышал).
Попробуйте сделать еще один подход к гуглю и поделитесь найденным. Тогда обсуждение, скорее всего, продолжится. Успехов!
Меч-кладенец - оружие пофигистов.

mazutter
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн сен 20, 2010 11:56 pm

Re: Автомобильный бензин - состав, добавки, свойства

Сообщение mazutter » Пт окт 01, 2010 4:12 am

Окей, погуглю ещё и надеюсь, найду что-то полезное ;)

А по поводу октанового числа и калильного зажигания. Я не знаю, кто из химиков и насколько знаком с микродвигателями внутреннего сгорания, поэтому объясню. Это двигатели с рабочим объемом 1.5-5 куб.см, ставятся на модели самолетов, автомобилей, катеров и т. п. Сейчас наиболее распространены с зажиганием от калильной свечи - она имеет спираль из сплава платины и иридия, которые работают как катализатор воспламенения топлива. Во время работы двигателя спираль поддерживается раскаленной, и в очередном такте топливо воспламеняется от калильного зажигания. Так намного дешевле, чем городить искровое зажигание, как на большом бензиновом моторе. Вот топливом в этих движках работают метанол или (редко) этанол, которые имеют офигенно высокое октановое число, но сильно подвержены калильному зажиганию. На бензине или керосине такой двигатель работать не будет, независимо от октанового числа - калильное зажигание слабо выражено. Нашими кулибинами экспериментально установлено, что такой двигатель неплохо работает на уайт-спирите, еще лучше на смеси скипидара и уайт-спирита. Почему-то у этих веществ, явно имеющих низкое октановое число, хорошо выражено калильное зажигание. Люди экспериментировали по причине невозможности достать метанол.
Это так пока, пища для размышления, кому интересно.

А смысл цитаты, которую я привел с другого форума, я понял так: бензин лишают легких фракций, то есть за базу берут тяжелый бензин, и намешивают тяжелые ароматические углеводороды, такие как ксилол, для повышения октанового числа. Да, такая рецептура "задушит" калильное зажигание в современном моторе с высокой степенью сжатия, и мотор будет работать ровно и спокойно. Мощная искра электронной системы зажигания без проблем подожгет смесь. Такая смесь будет слишком медленно гореть, но бортовой компьютер это распознает и увеличит опережение зажигания, пытаясь выжать из мотора необходимую мощность. Если же применть высокооктановый бензин на легкокипящих соединениях, устойчивых к калильному эффекту, то это будет качественный бензин, а не г-но с Лукойла. Вот примерно так.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
slavert,
она должна отвечать параметрам утвержденным Путеном, новый техрегламент, там их много, не только октановое число моторным методом
А где про это можно почитать?
И почему подобные вещи утверждаются Путиным, он что, нефтехимик или хотя бы просто технолог-практик? ???????
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответить

Вернуться в «химическая технология / chemical technology&production»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 19 гостей