новости бизнеса
компании и предприятия
нефтехимические компании
продукция / логистика
торговый центр
ChemIndex
новости науки
работа для химиков
химические выставки
лабораторное оборудование
химические реактивы
расширенный поиск
каталог ресурсов
электронный справочник
авторефераты
форум химиков
подписка / опросы
проекты / о нас


контакты
поиск
   

Новости химической науки > Почему тускнеет красный пигмент на полотнах Ван Гога


8.3.2015
средняя оценка статьи - 5 (1 оценок) Подписаться на RSS

Ярко-красные листья на полотне Ван Гога «Стоги сена под дождливым небом» медленно, но, увы, верно приближаются по цветовой гамме к окраске изображенного на этой же картине облачного неба. В новой работе исследователи из Бельгии предполагают, что нашли недостающее химическое звено, объясняющее причины этой метаморфозы красного в белый.

Самый плодотворный период творчества Ван Гога отмечен двумя тысячами полотен, вышедшими из-под кисти мастера примерно за десятилетие. В этот же период он часто использовал яркие краски, которые, в определенном смысле, отражали его сложную личность. Однако многие из наиболее известных картин живописца медленно разрушаются в результате воздействия света.



Красные краски на полотне Ван Гога «Стоги сена под дождливым небом» медленно белеют.

Руководитель исследования, Коен Янссенс (Koen Janssens) из Университета Антверпена отмечает, что, казалось бы, нормальным представлением было то, что рецептурам для изготовления красок, которыми пользовался Ван Гог, уже сотни лет (не менее половины тысячелетия), и с этими красками вряд ли что-нибудь может происходить. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так, особенно, если обращать внимание на детали.

В качестве красного пигмента Ван Гог часто использовал красный свинец или свинцовый сурик (Pb3O4), который считается одним из самых первых синтетических пигментов, разработанных еще в античные времена. Исследователи знают, что со временем свинцовый сурик светлеет при воздействии света, однако почему происходит такое изменение цвета, известно не было.



Белый продукт разложения, образующийся вокруг красного пигмента на полотнах, представляет собой экзотическое неорганическое соединение свинца. (Рисунок из Angew. Chem., Int. Ed., 2015, DOI: 10.1002/anie.201411691)

Для понимания этого процесса Янссенс и его коллеги изучили микроскопические белые глобулы, отобранные с поверхности картины «Стоги сена под дождливым небом», написанной в 1889 году, методом порошковой дифракционной томографии (powder diffraction tomography). Облучая различные образцы сфокусированным пучком рентгеновских лучей, исследователи смогли собрать информацию о присутствующих в анализируемой пробе веществах.

Янссенс поясняет, что анализ образца фактически позволил им открыть новый, скрытый мир. Свинцовый сурик меняется, и под слоем краски накапливаются под поверхностью краски. Таким образом, красное зерно пигмента с годами оказалось покрытым слоем продуктов деградации.

В образце красного пигмента ближе к ядру, состоящему из сурика, исследователям удалось найти примеси плюмбонакрита (3PbCO3˙Pb(OH)2˙PbO), достаточно экзотического соединения свинца. Ближе к поверхности изучаемого образца были найдены более часто встречающиеся карбонаты свинца – гидроцеррусит (2PbCO3˙Pb(OH) 2) и церрусит (PbCO3).

Церусситы представляют собой семейство соединений, которые образуют белую внешнюю оболочку вокруг зерен сурика, однако в образцах живописи старше первой половины ХХ века плюмбонакрит ранее не обнаруживали. Янссенс называет это редкое соединение свинца «недостающим звеном», и в настоящее время исследователи из его группы планируют предложить механизм фотохимических превращений сурика. Исследователи предполагают, что при экспозиции красного свинца светом он превращается в плюмбонакрит, который затем уже и дает гидроцеруссит или церуссит.

Заведующий парижской лабораторией молекулярной и структурной археологии Филипп Вальтер (Philippe Walter) заявляет, что результаты исследования бельгийских коллег очень важны – обнаруженный феномен требует детального изучения, чтобы для лучшей сохранности предметов искусства работники музеев могли подобрать наиболее щадящий для них режим освещения.

Источник: Angew. Chem., Int. Ed., 2015, DOI: 10.1002/anie.201411691

метки статьи: #неорганическая химия, #рентгеноструктурный анализ, #химическая археология, #химическая криминалистика

оценить статью: 12345
Перепечатка статьи разрешается при условии размещения активной гиперссылки на ChemPort.Ru
Комментарии к статье:
Ваше имя
Ваш e-mail, чтобы следить за обсуждением
   
Комментарий

Символ пятого P-элемента в табл. Менделеева
(латиницей, одной заглавной буквой):
   
 


Вы читаете текст статьи "Почему тускнеет красный пигмент на полотнах Ван Гога"
Перепечатка статьи разрешается при условии размещения активной гиперссылки на ChemPort.Ru

Все новости



Новости компаний

Все новости


© ChemPort.Ru, MMII-MMXXIV
Контактная информация