Сообщение
Vittorio » Сб ноя 14, 2009 4:09 pm
немного цитат от Даниила Гранина --
…Требования Аникеева были просты и невероятны – экспериментатор должен:
1. Быть достаточно ленивым. Чтобы не делать лишнего, не ковыряться в мелочах.
2. Поменьше читать. Те, кто много читает, отвыкают самостоятельно мыслить.
3. Быть непоследовательным, чтобы, не упуская цели, интересоваться и замечать побочные эффекты.
4. И вообще поменьше фантазии и "великих идей".
….Для души было у родича отрадное всем дело: узнав, что где-нибудь на Волге сажали губернатором, комендантом или еще каким начальником немца, он со своими казаками город сей брал штурмом, немца сёк публично и с великим срамом отпускал на все четыре стороны, пусть жалуется своему Бирону, а сам ускакивал в свое не ведомое никому поместье….
…В науку в те годы шли немногие. Мало сказать бескорыстные, вдобавок еще - чудаки. Или чудики. От этого и укрепился образ отрешенного, одержимого своей наукой, своими букашками, пробирками, формулами отшельника. В науку шли ради самой науки, исключительно подчиняясь древнему, невесть зачем возникшему инстинкту любознательности.
…Чтобы взрослого человека, да еще считающего себя ученым, заставить думать - легче кошку выдрессировать…
… он продолжал эти работы уже вполсилы. Почему? Имелась же замечательная перспектива! Можно было пожинать и пожинать...
– Ученый должен быть достаточно ленив,- объяснял мне Зубр.- На этот счет у англичан есть прекрасное правило: не стоит делать того, что все равно сделают немцы.
…Вообще читать научные книги не стоит, ими надо пользоваться. А читать надо Агату Кристи...
- Биохимией называют у нас те случаи, когда скверные химики занимаются грязными и плохими работами на малоподходящем для химии материале. Не это биохимия. Биохимия - это физико-химический структурный анализ активных макромолекул. Вот что такое биохимия, а не те случаи, когда девчонка, кончившая университет, выучилась определять крахмал в картошке, мать честная!..
…Например, запрещалось всерьез разговаривать о происхождении жизни на Земле. Табу это Зубр сохранил до конца жизни. Я слыхал уже в семидесятых годах, как в ответ на приставания какой-то дамочки о происхождении жизни на Земле - как, мол, это все было? - он набычился, засопел, зафыркал, а потом, пересилив себя, глуповато моргая, развел руками: "Я тогда маленький был, ничего не помню.- Потом утешающе добавил: - Спросите у Опарина, он знает точно".
Многие молодые уверены, что чем дороже аппаратура, которой они пользуются, тем значительнее их наука. Одни искренне в это верят, другие же прикидывают, что чем больше они денег истратят на установки, тем начальство более зауважает их работу. - Если же делом мерить, то чем сложнее и дороже аппаратура, тем глупее наука, которая этими аппаратами проделывается.- Зубр щурился и улыбался улыбкой заговорщика.- Кнопка "стоп" - самое мудрое техническое изобретение. Я ее в каждом приборе прежде всего ищу. Аппаратура,- ворчал он,- должна быть оптимальной, а не максимальной точности.
Подход его к научным проблемам ошарашивал еретизмом. - Мудрый господь учил: все сложное не нужно, а все нужное просто. - Заниматься важными и неважными проблемами в науке одинаково трудоемко, так на кой черт тратить время на маловажные вещи? - Когда ты себя последний раз дураком называл? Если месяца не прошло, то еще ничего, не страшно. - Дай боже все самому уметь, да не все самому делать. - Надо не только читать, но и много думать, читая.
Как докладывал один биолог: "Таким образом, в настоящее время этот вопрос совершенно ясен, что говорит о его слабой изученности".