Раньше я связывал эти изменения с демократией: когда варвары захватили Рим, пали остатки римского гражданского общества, сформированные в период республики. Но недавно я прочитал что в средневековье тоже было довольно много демократии – например у тех же варваров были народные собрания.
Тогда я предлагаю такую концепцию. Исторические перемены всегда влекут за собой психологические последствия; грубо говоря, если в истории добро побеждает зло, люди становятся добрее, а если зло побеждает добро, люди становятся злыми и жестокими. Когда Гитлер проиграл, наступила эпоха светского гуманизма; а если бы он победил, люди опять же стали бы более жестокими, и наступило бы второе средневековье.
Далее, цивилизация делает людей добрее. Это может быть связано либо с пирамидой Маслоу, либо с влиянием культуры, произведений искусств, которые появляются в цивилизованном обществе. По этой причине германцы, завоевавшие Рим, отличались первобытной жестокостью по сравнению с цивилизованными римлянами, и победа германцев как бы оказалась победой зла над добром. В более позднюю эпоху это повторилось в Азии с монгольскими завоеваниями.
В Библии (числа 31:15-18) есть история, как евреи завоёвывали Мадиам. Вначале они убили всех мужчин, доложили это Моисею, а он на них разгневался:
Т.е. древние евреи тоже были крайне жестокими, и это может быть связано с их первобытностью, нецивилизованностью.15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин?
16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем;
17 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;