Новости химической науки > Индикатор обнаружит ген BRCA1

7.4.2015
средняя оценка статьи - 3.6667 (6 оценок) Подписаться на RSS

Исследователи из Китая разработали ультрачувствительный индикатор, меняющий цвет в результате отклика на обнаружение гена, связанного с повышенным риском развития рака груди и яичников.

В 2013 году после положительного результата анализа на патологический ген BRCA1 Анжелина Джоли пошла на процедуру профилактической двойной мастекомии, а в этом – на операцию по удалению яичников и фаллопиевых труб; в настоящее время проверка генотипа на наличие опасного гена довольно распространена.

Клинической диагностике генетической предрасположенности к раку груди, связанной с геном BRCA1, в последнее время уделяется значительное внимание. Однако методы обнаружения «плохого гена», например, спектроскопия комбинационного рассеивания, остаются дорогостоящими и требуют значительных затрат времени, что обуславливает необходимость разработки новых точных и при этом быстрых и дешевых методов обнаружения генов BRCA1 и BRCA2.

Колориметрический анализ представляет собой быструю и дешевую методику, измеряющую концентрацию аналита по изменению интенсивности окраски (оптического поглощения). В новой работе Вей Ю (Wei You) и его коллеги из Народной больницы Университета Женжу сообщают об адаптации колориметрического анализа для обнаружения гена BRCA1.

Ю отмечает, что он, как специалист по хирургии женских молочных желез, уверен в том, что необходимо сосредотачивать усилия не только не лечении рака груди или яичников, но также и на профилактике, для разработки методов которой необходим анализ патологических процессов, протекающих при развитии рака груди. Он добавляет, что в настоящее время у пациентов нет возможности пройти анализ на ген BRCA1 непосредственно в клинике – необходимо посылать образцы в компанию, занимающуюся такими анализами (заметим, до недавнего времени правом на производство тестов для обнаружения генетических мутаций обладала только компания Myriad Genetics), причем далеко не все могут позволить себе такого рода анализ.

Разработанная китайскими исследователями система отличается исключительной чувствительностью – до 3,3 фемтомоль/л; она достигается за счет многостадийной каскадной реакции, инициирующейся, если содержащая ген BRCA1 ДНК-мишень связывается с зондом на основе ДНК. Процесс амплификации позволяет значительно увеличить интенсивность синего окрашивания, являющегося откликом на ген BRCA1.

Многостадийная каскадная последовательность – усиление сигнала позволяет обнаружить ген BRCA1 в исключительно низкой концентрации. (Рисунок из RSC Adv., 2015, 5, 27572 (DOI: 10.1039/c5ra01766a))

Ю поясняет, что стратегия демонстрирует многообещающую селективность по отношению к BRCA1. Исследователь также добавляет, что колориметрический биосенсор очень прост, и после дальнейшей оптимизации разработанный метод может оказаться полезным для применения в любой больнице или диагностической лаборатории.

Итамар Уиллнер (Itamar Willner), специалист по биосенсорам из Университета Иерусалима, отмечает, что новое исследование можно отметить как реализацию довольно интересного подхода, и надеется, что колориметрию можно будет применять не только для клинической диагностики, но и для исследований в области создания искусственных генов, однако необходимо проверить новую систему на реальных образцах ткани и сравнить ее возможности с другими системами амплификации ДНК.

Источник: RSC Adv., 2015, 5, 27572 (DOI: 10.1039/c5ra01766a)