Новости химической науки > В космосе обнаружен пероксид водорода

9.7.2011

Впервые в межзвездном пространстве были обнаружены молекулы пероксида водорода. Открытие космохимиков позволяет пролить свет на химическую связь между двумя веществами, критически важными для жизни на Земле – водой и кислородом.

На Земле пероксид водорода играет ключевую роль в атмосферной химии воды и озона, некоторые живые организмы вырабатывают пероксид в качестве защиты от некоторых инфекций, ну, и, конечно, перекись водорода применяется в обесцвечивании волос. Теперь астрономы с помощью расположенного в Чили телескопа обнаружили APEX пероксид водорода в открытом космосе.

Исследователи наблюдали за участком нашей галактики, расположенном около звезды Ро Змееносца (Rho Ophiuchi) на расстоянии около 400 световых лет от Земли. Этот регион звездообразования, характеризующийся очень холодными (около –250°C) и плотными облаками межзвездного газа и пыли. Основным компонентом этих облаков является водород, однако помимо него в них содержатся следовые количества других веществ, которые являются первоочередными исследовательскими приоритетами для астрономов, пытающихся обнаружить вещества в открытом космосе. Телескопы, подобные телескопу APEX , проводящие наблюдения в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне, являются идеальными инструментами для обнаружения сигналов этих молекул.

Регион звездообразования около звезды Ро Змееносца, располагающийся на расстоянии около 400 световых лет от Земли характеризуется очень холодными (около –250°C) и плотными облаками межзвездного газа и пыли. Основным компонентом этих облаков является водород, однако помимо него в них содержатся следовые количества других веществ, которые являются первоочередными исследовательскими приоритетами для астрономов, пытающихся обнаружить вещества в открытом космосе. (Рисунок: © ESO/S. Guisard)

Руководитель исследования, Пер Бергман (Per Bergman) астроном из Обсерватории Онсала (Швеция) отмечает, что участники исследования были очень удивлены, обнаружив в спектре газопылевых облаков сигнатуры пероксида водорода. Он добавляет, что несмотря на детальную информацию о спектральных характеристиках пероксида водорода поиски этого соединения в космическом пространстве осложнялись его крайне невысокой концентрацией – примерно одна молекула пероксида водорода на десять миллиардов молекул водорода.

Молекула пероксида водорода (H2O2) представляет значительный интерес как для астрономов, так и для химиков. Образование пероксида водорода близко связано с химическими превращениями двух важных для существования жизни веществ – водой и кислородом. Поскольку считается, что большая часть воды на нашей планете изначально образовалась в космическом пространстве, исследователи хотят знать, в соответствии с каким механизмом это могло произойти.

Новое открытие – пероксид водорода в космическом пространстве – может открыть завесу еще одной космической загадки – почему в космосе так сложно обнаружить молекулы кислорода (впервые молекулярный кислород в межзвездном пространстве был обнаружен только в 2007 году).

Считается, что пероксид водорода в космическом пространстве образуется на поверхности космических пылинок в результате взаимодействия водорода (атомарного или молекулярного) с молекулярным кислородом. Пероксид водорода может далее взаимодействовать с водородом , в результате чего образуется вода. Космохимики предполагают, что обнаружение пероксида водорода позволит астрономам лучше понять механизмы, лежащие в основе образования воды во Вселенной.

Источник: Astronomy & Astrophysics, 2011; 531: L8 DOI: 10.1051/0004-6361/201117170