Автосервис в помощь химии, часть I.
Недавно в ссоседней ветке обсуждалась возможность применения в лаборатории автомобильной молибденовой смазки для стеклянных шлифов и кранов. Чем еще может помочь автосервис химикам?
Шкряб-шкряб-шкряб.
Проблема хороших шпателей является весьма серьезной для каждого химика-органика (да и не только органика). Общеизвестно низкое качество советских/российских медицинских инструментов (в данном случае - зубоврачебных шпателей), выражающееся в первую очередь в том, что материал таковых - обычная сталь с никель-хромовым покрытием; нескольких царапин хватает для того, чтобы защитный слой слез, и ржавчина начала пожирать ваш инструмент. Несколько лучше ситуация с импортными шпателями, но и здесь далеко до решения проблемы - при действии особо агрессивных сред успешно ржавеют и продукты таких лабораторных гигантов, как Carl Roth KgAA.
Самый лучший вариант - найти пруты из нержавеющей стали, лучше всего - из хастеллоя и расковать их при помощи кувалдочки и наковаленки; однако найти не так просто. Среди моих шпателей есть несколько объектов, сделанных из сварочных электродов, стальной нержавеющей проволоки и даже из оси, выдранной из старого японского факса 25-летней давности; это было сказано при гневном осуждении низкого качества лабораторного оборудования, производимого в РФ. Все указанные случаи невоспроизводимы, т.к. необходим анализ материала исходных заготовок и источника таковых.
Недавно был обнаружен новый источник заготовок, даже по внешней форме близкий к конечному изделию.
Он приведен на этой фотографии:
Обычные автомобильные дворники! Владельцы любых железных коней меняют их крайне часто, при этом старые отправляются туда, где и была обнаружена эта пара - на свалку. Красные указующие персты направлены как раз на интересующую нас часть этого стеклоочистительного устройства - на тонкую металлическую полоску, поддерживающую упругость резинки. В данной модели дворников таких полосок две, встречаются и с одной, быть может, есть и с большим количеством.
Отгибаем конец дворника, разбираем его, вытаскиваем полоску:
Остальные части отправляются ровно в то место, откуда были взяты - на свалку. Полоски режутся нужным образом, расковываются - остается только их слегка снапильничать и обработать шкуркой.
Результат:
Полученный продукт, безусловно, не лишен недостатков:
1.шпателя получаются мелкие,
2.сравнительно легко гнущиеся (конечно, не так, как алюминий - но тем не менее),
3.не предназначенные для ковыряния больших колтунов и комьев.
Однако они могут сгодиться для микро- и полумикрометодов. Кроме того, не у всяких дворников нормальный материал для шпателей - встречаются и ржавеющие (нетрудно догадаться у каких моделей - у ТАЗиков), за этим надо следить и проверять хотя бы магнитом (замечена обратная пропорциональность между магнитными свойствами и степенью устойчивости стали к воздействию кислот). Данные дворники несли на себе надпись "Сhampion"; c какой машины были сняты - представления не имею. Возможно, автовладельцы могут сказать более точно. Быть может, специалисты по сплавам могут прокомментировать.
Надеюсь, это не будет воспринято как призыв к срезанию дворников с машин
