Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

форум для специалистов в области органической химии
organic chemistry issues discussion for professional scientists
Аватара пользователя
Ahha
Сообщения: 3868
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 7:02 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Ahha » Чт мар 27, 2025 1:06 am

В связи с этим, пардон, но не удержусь, расскажу байку, которую слышал в юности от сильно старших товарищей.

Якобы где-то в 70-80-ые гг. был коллектив из одного расчетчика и нескольких синтетиков. Работали они на военных, задачей было создавать какие-то присадки к топливу для танков, повышающие его эффективность. Ну, то есть в том числе рассчитывать те самые теплоты сгорания. Расчетчик считал, передавал наиболее перспективные варианты синтетикам, те выбирали, что из этого наиболее реалистично с точки зрения синтеза. Потом полученные образцы передавали воякам, те как-то там что-то экспериментально мерили, и если результат плюс-минус укладывался в тот район, что был предсказан расчетами, весь коллектив премировали.

Я к тому (только без обид), что если бы они пользовались нынешней рекламируемой связкой кемкрафта с расчетной программой, премии бы им было, похоже, не видать, как своих ушей. :( :(
Когда начинает изменять память, практики заводят записную книжку, а романтики садятся писать мемуары.

Polychemist
Сообщения: 9630
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Polychemist » Чт мар 27, 2025 4:51 am

Хм, мне кажется это пример того, как не надо учить органической химии, даже можно сказать пример того как не надо учить чему-то вообще. Сомневаюсь, что после этого студент/школьник вообще осознает, что такое "теплоты сгорания простых веществ". Ему сначала надо рассказать, что такое теплота образования вещества, дальше показать на реакции что из чего вычесть. Дальше пусть найдёт в справочнике (Гугле) теплоты образования и на калькуляторе (а лучше столбиком...) сложит и вычтет. Ну потом показать, что можно не только в Гугле взять исходные теплоты, а рассчитать программой, причём обязательно продемонстрировать, что программа может посчитать по-разному... Ну и тогда есть шанс, что студент осознает, что теплота реакции - это не цифирка, получаемая шаманством с Chemcraft.

Кстати - что такое frequencies job??? Что такое UHF/RHF я мутно, но представляю, если что - Гугл поможет, но вот... frequencies job...

Аватара пользователя
Jokermaniak
Сообщения: 3761
Зарегистрирован: Чт окт 02, 2014 4:41 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Jokermaniak » Чт мар 27, 2025 12:59 pm

Polychemist писал(а):
Чт мар 27, 2025 4:51 am
Хм, мне кажется это пример того, как не надо учить органической химии, даже можно сказать пример того как не надо учить чему-то вообще.
Ох, блин. Наш лектор по органике так и читал: презентация на 100 слайдов, один с формулами - два с таблицами энтальпий. Я сходил на пару лекций, проникся и сделал вывод, что здоровый сон полезнее.
Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подьезд калабуховского дома на Пречистенеке следует забить досками и ходить кругом через черный двор?

Аватара пользователя
Ahha
Сообщения: 3868
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 7:02 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Ahha » Чт мар 27, 2025 2:07 pm

Polychemist писал(а):
Чт мар 27, 2025 4:51 am
Кстати - что такое frequencies job??? Что такое UHF/RHF я мутно, но представляю, если что - Гугл поможет, но вот... frequencies job...
Я так понимаю, это расчет колебательных частот после оптимизации. При этом можно получить термодинамические характеристики системы. Какие именно из них Vit Nhoc взял для своих расчетов теплот сгорания - я не уловил.

А так вы правы. Для обучения органической химии эта задачка не подходит: в норме никто в курсе органики удельные теплоты сгорания не зазубривает. Для обучения расчетам она может и подошла бы, хотя конечно тоже требует от обучаемого наличия серьезных предварительных знаний. Но вот в своем посте я показал, что гиперкемом, грубо, той же полуэмпирикой результат выглядит лучше в плане совпадения с экспериментом. Можно ли подкрутить что-то в кемкрафте для улучшения - это вопрос к автору. А то ведь можно достичь противоположного результата: не научить кого-то расчетам, а наоборот, отвратить человека от них на всю жизнь. "Что толку в таких квантах, если они даже в теплотах сгорания дают результат с точностью до порядка? Если встретится в работе подобная задача, один черт в справочник слазить если не быстрее, то уж точно надежнее. В п..ду эти расчеты!"

В общем, какой пример не берет автор для демонстрации "педагогических" возможностей его продукта, он пока то неудачный, то неподъемный. До стадии "писать в министерства", предлагая включить кемкрафт в курс обучения чему бы то ни было вместо гиперкема всё ещё очень далеко.
Когда начинает изменять память, практики заводят записную книжку, а романтики садятся писать мемуары.

Polychemist
Сообщения: 9630
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Polychemist » Пт мар 28, 2025 5:03 am

Ahha писал(а):
Чт мар 27, 2025 1:06 am
В связи с этим, пардон, но не удержусь, расскажу байку, которую слышал в юности от сильно старших товарищей.
Без баек, ко мне в 90-е обращались коллеги, работавшие с серьёзными вещами, типа нельзя ли прикинуть "энергетику" некоторых соединений, для нескольких были экспериментальные данные. Гиперхем (AM1 кажется, PM3 ещё не было) был адекватен, но тема развития не получила из-за финансовых проблем заказчика (90-е...).

Аватара пользователя
Vit Nhoc
Сообщения: 1299
Зарегистрирован: Сб июн 06, 2015 12:28 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Vit Nhoc » Пт мар 28, 2025 1:08 pm

Ahha писал(а):
Чт мар 27, 2025 2:07 pm
Polychemist писал(а):
Чт мар 27, 2025 4:51 am
Кстати - что такое frequencies job??? Что такое UHF/RHF я мутно, но представляю, если что - Гугл поможет, но вот... frequencies job...
Я так понимаю, это расчет колебательных частот после оптимизации. При этом можно получить термодинамические характеристики системы. Какие именно из них Vit Nhoc взял для своих расчетов теплот сгорания - я не уловил.
Я для графика выше брал коншемовские энергии. Потом ещё попробовал считать с энергиями, которые в Гауссиане09 печатаются так:

Sum of electronic and thermal Energies= -154.905727

Туда входят энергии ZPE, насколько я помню. И корреляция вышла практически такая же как на моём рисунке выше.
Мне возможно надо было ещё посчитать энтальпии, но скорее всего совершенно ничего бы не изменилось.
update: вот сейчас за две минуты посчитал энтальпию сгорания метана, вышло -1208.12426632776 (а коншемовская энергия была 1209.87704). Надеюсь я ничего не путаю.

Аватара пользователя
amge
Сообщения: 2044
Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 11:42 am

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение amge » Пт мар 28, 2025 2:21 pm

Vit Nhoc писал(а):
Вт мар 25, 2025 5:33 pm
Приведу пример, как с помощью Chemcraft можно быстро сосчитать теплоты сгорания простых веществ.
Вы же оптимизируете геометрию с помощью xtb? В xtb по большому счету только два метода, которыми пользуются, GFN2 и GFF. Поэтому можно сделать расчет теплоты образования из элементов чисто по брутто-формуле. Например, для углеводорода CcHh
ΔHf = (Extb + c*EC + h*EH)*627.51 (ккал/моль), где
ΔHf - предсказанная теплота образования
Extb - энергия из xtb-расчета
EC и EH - средневзвешенные параметры, полученные из экспериментальных теплот образования, свои для каждого метода
Собственно, в мопаке, например, где методов тоже считанное количество, по такой формуле и считают теплоту образования.
Если интересует, расскажу как такое провернуть.

Аватара пользователя
Jokermaniak
Сообщения: 3761
Зарегистрирован: Чт окт 02, 2014 4:41 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Jokermaniak » Пт мар 28, 2025 2:27 pm

Ahha писал(а):
Чт мар 27, 2025 2:07 pm
А то ведь можно достичь противоположного результата: не научить кого-то расчетам, а наоборот, отвратить человека от них на всю жизнь. "Что толку в таких квантах, если они даже в теплотах сгорания дают результат с точностью до порядка? Если встретится в работе подобная задача, один черт в справочник слазить если не быстрее, то уж точно надежнее. В п..ду эти расчеты!"
Я примерно так к кванхим расчетам и отношусь. На мой взгляд, это просто такой бантик, который можно прикрутить к уже полученным экспериментальным данным, и радостно тыкать пальцем - смотрите, сошлось. Но предиктивной силы, по крайней мере для моих молекул, они не имеют. Тем более что изменение результатов расчетов от смены базиса/метода/программы зачастую значительно превышает изменение, вызываемое сменой заместителя или стереоизомера. И я категорически не верю во все эти "ну вот сейчас-сейчас мы напихаем тебе ещё функций в базис и расчеты наконец поимеют предиктивную силу, надо только подождать, когда кампуктеры станут ещё немного помощнее".
Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подьезд калабуховского дома на Пречистенеке следует забить досками и ходить кругом через черный двор?

Аватара пользователя
Vit Nhoc
Сообщения: 1299
Зарегистрирован: Сб июн 06, 2015 12:28 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Vit Nhoc » Пт мар 28, 2025 8:06 pm

amge писал(а):
Пт мар 28, 2025 2:21 pm
Vit Nhoc писал(а):
Вт мар 25, 2025 5:33 pm
Приведу пример, как с помощью Chemcraft можно быстро сосчитать теплоты сгорания простых веществ.
Вы же оптимизируете геометрию с помощью xtb? В xtb по большому счету только два метода, которыми пользуются, GFN2 и GFF. Поэтому можно сделать расчет теплоты образования из элементов чисто по брутто-формуле. Например, для углеводорода CcHh
ΔHf = (Extb + c*EC + h*EH)*627.51 (ккал/моль), где
ΔHf - предсказанная теплота образования
Extb - энергия из xtb-расчета
EC и EH - средневзвешенные параметры, полученные из экспериментальных теплот образования, свои для каждого метода
Собственно, в мопаке, например, где методов тоже считанное количество, по такой формуле и считают теплоту образования.
Если интересует, расскажу как такое провернуть.
Я понимаю, что квантово непосредственно посчитать теплоты образования сложнее, чем теплоты сгорания, потому что считать квантовохимически полные энергии атомарных веществ - неблагодарная задача. Но любой химик может пересчитать энергию сгорания в энергию образования (по экспериментальным энергиям сгорания атомарных веществ). Или многим будет лень в это вникать, и вы рекомендуете именно сделать расчёт энергий образования? Насколько энергия образования важнее и полезнее энергии сгорания?

Аватара пользователя
Vit Nhoc
Сообщения: 1299
Зарегистрирован: Сб июн 06, 2015 12:28 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Vit Nhoc » Пт мар 28, 2025 8:07 pm

Jokermaniak писал(а):
Пт мар 28, 2025 2:27 pm
Ahha писал(а):
Чт мар 27, 2025 2:07 pm
А то ведь можно достичь противоположного результата: не научить кого-то расчетам, а наоборот, отвратить человека от них на всю жизнь. "Что толку в таких квантах, если они даже в теплотах сгорания дают результат с точностью до порядка? Если встретится в работе подобная задача, один черт в справочник слазить если не быстрее, то уж точно надежнее. В п..ду эти расчеты!"
Я примерно так к кванхим расчетам и отношусь. На мой взгляд, это просто такой бантик, который можно прикрутить к уже полученным экспериментальным данным, и радостно тыкать пальцем - смотрите, сошлось. Но предиктивной силы, по крайней мере для моих молекул, они не имеют. Тем более что изменение результатов расчетов от смены базиса/метода/программы зачастую значительно превышает изменение, вызываемое сменой заместителя или стереоизомера. И я категорически не верю во все эти "ну вот сейчас-сейчас мы напихаем тебе ещё функций в базис и расчеты наконец поимеют предиктивную силу, надо только подождать, когда кампуктеры станут ещё немного помощнее".
Если интересна эта тема, я не против поучаствовать в квантовом холиваре; я согласен что предсказательная сила квантовохимических расчётов действительно невысокая, но они скорее другим ценны.

Аватара пользователя
Ahha
Сообщения: 3868
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 7:02 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Ahha » Пт мар 28, 2025 11:06 pm

Vit Nhoc писал(а):
Пт мар 28, 2025 8:06 pm
Я понимаю, что квантово непосредственно посчитать теплоты образования сложнее, чем теплоты сгорания
Стоп. Я перестал вас понимать. А в вашем примере ваши "коншемовские энергии" -- это разве не энергии образования молекул из ядер и электронов? И разве не из них потом получаются энтальпии? И я вам продемонстрировал, что даже если использовать полуэмпирические PM3 heat of formation (теплоты образования, на секундочку :) ), то результат оказывается лучше вашего?
Когда начинает изменять память, практики заводят записную книжку, а романтики садятся писать мемуары.


Аватара пользователя
Vit Nhoc
Сообщения: 1299
Зарегистрирован: Сб июн 06, 2015 12:28 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Vit Nhoc » Сб мар 29, 2025 6:06 am

Ahha писал(а):
Пт мар 28, 2025 11:06 pm
Vit Nhoc писал(а):
Пт мар 28, 2025 8:06 pm
Я понимаю, что квантово непосредственно посчитать теплоты образования сложнее, чем теплоты сгорания
Стоп. Я перестал вас понимать. А в вашем примере ваши "коншемовские энергии" -- это разве не энергии образования молекул из ядер и электронов? И разве не из них потом получаются энтальпии? И я вам продемонстрировал, что даже если использовать полуэмпирические PM3 heat of formation (теплоты образования, на секундочку :) ), то результат оказывается лучше вашего?
Какую-то вы ерунду пишете, сорри. Чтобы посчитать теплоты образования, надо посчитать полную энергию молекулу и исходных веществ. Если не путаю, эти исходные вещества могут быть в разных формах, в том числе твёрдой, которую посчитать намного сложнее. Но можно взять из литературы экспериментальные теплоты сгорания этих исходных веществ, и пересчитать теплоту сгорания в теплоту образования.

Аватара пользователя
Ahha
Сообщения: 3868
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 7:02 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Ahha » Сб мар 29, 2025 11:33 pm

Vit Nhoc писал(а):
Сб мар 29, 2025 6:06 am
Но можно взять из литературы экспериментальные теплоты сгорания этих исходных веществ, и пересчитать теплоту сгорания в теплоту образования.
Зачем тогда нужны ваши расчеты теплот сгорания, тем более что они не очень-то совпадают со справочными значениями?
Когда начинает изменять память, практики заводят записную книжку, а романтики садятся писать мемуары.

Аватара пользователя
Jokermaniak
Сообщения: 3761
Зарегистрирован: Чт окт 02, 2014 4:41 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Jokermaniak » Вс мар 30, 2025 1:27 am

Vit Nhoc писал(а):
Сб мар 29, 2025 6:06 am
Какую-то вы ерунду пишете, сорри. Чтобы посчитать теплоты образования, надо посчитать полную энергию молекулу и исходных веществ. Если не путаю, эти исходные вещества могут быть в разных формах, в том числе твёрдой, которую посчитать намного сложнее. Но можно взять из литературы экспериментальные теплоты сгорания этих исходных веществ, и пересчитать теплоту сгорания в теплоту образования.
Но ведь полные электронные энергии это же действительно энергии образования из говна и палок ядер и электронов, не? А как именно считать теплоты образования - это вопрос предпочтений и доступности данных, можно построить любой цикл Гесса, какой заблагорассудится, совершенно необязательно привязываться к простым веществам.
Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подьезд калабуховского дома на Пречистенеке следует забить досками и ходить кругом через черный двор?

Аватара пользователя
Vit Nhoc
Сообщения: 1299
Зарегистрирован: Сб июн 06, 2015 12:28 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Vit Nhoc » Вс мар 30, 2025 8:09 am

Ahha писал(а):
Сб мар 29, 2025 11:33 pm
Vit Nhoc писал(а):
Сб мар 29, 2025 6:06 am
Но можно взять из литературы экспериментальные теплоты сгорания этих исходных веществ, и пересчитать теплоту сгорания в теплоту образования.
Зачем тогда нужны ваши расчеты теплот сгорания, тем более что они не очень-то совпадают со справочными значениями?
Почему не совпадают? Вы же видели что корреляция вышла нормальная.

Аватара пользователя
Ahha
Сообщения: 3868
Зарегистрирован: Чт сен 20, 2007 7:02 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Ahha » Вс мар 30, 2025 3:17 pm

Vit Nhoc писал(а):
Вс мар 30, 2025 8:09 am
Почему не совпадают? Вы же видели что корреляция вышла нормальная.
Смотрим еще раз. Ваши данные (я округлил до целых) vs эксперимент:

1210 890
2149 1560
3080 2220
1874 1300
4941 3268

((1210-890)/890)*100% ~= 36% И так далее: 38%; 39%; 44%; 51%.

Смотрим теперь, что я в своем посте насчитал, для краткости только первый и третий варианты, отклонения берем по модулю:

713 890 20%
1245 1560 20%
1775 2220 20%
1104 1300 15%
2772 3268 15%


902 890 1%
1576 1560 1%
2247 2220 1%
1340 1300 3%
3480 3268 6%

Ясно, что при наличии метода, дающего при примерно тех же времязатратах отклонения в единицы процентов, расчетные возможности кемкрафта в нынешнем виде никому не нужны. :dontknow:

Кстати, выше amge что-то писал вам про расчеты ΔHf и даже предлагал какую-то помощь. Но вы, кажется, прочитали в его посте только то, что вам хотелось прочитать.
Когда начинает изменять память, практики заводят записную книжку, а романтики садятся писать мемуары.

kika
Сообщения: 7433
Зарегистрирован: Ср окт 04, 2006 1:59 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение kika » Пн мар 31, 2025 11:06 am

Vit Nhoc писал(а):
Ср мар 05, 2025 7:32 pm
Если интересно потестировать мою программу, можно скачать её тут:

https://chemcraftprog.com/newversions.html
А по Вашей программе можно в рамках тестирования посчитать энергию Гиббса по структуре соединения?
Очень нужно, информации нигде нет, а верить искусственному интеллекту, что он правильно посчитает - рискованно.

Аватара пользователя
amge
Сообщения: 2044
Зарегистрирован: Вт июл 31, 2007 11:42 am

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение amge » Пн мар 31, 2025 11:21 am

Vit Nhoc писал(а):
Пт мар 28, 2025 8:06 pm
Я понимаю, что квантово непосредственно посчитать теплоты образования сложнее, чем теплоты сгорания, потому что считать квантовохимически полные энергии атомарных веществ - неблагодарная задача.
В том то и прелесть того, о чем я толкую, что для оценки теплоты образования потребуются только полная расчетная энергия соединения и брутто-формула, ничего более. Правда, для этого нужно сначала поработать, чтобы получить из тысяч экспериментальных теплот сгорания коэффициенты для каждого элемента, но это нужно проделать только один раз (для каждого метода).

Аватара пользователя
Vit Nhoc
Сообщения: 1299
Зарегистрирован: Сб июн 06, 2015 12:28 pm

Re: Новые подходы к преподаванию органической химии для студентов

Сообщение Vit Nhoc » Пн мар 31, 2025 1:00 pm

kika писал(а):
Пн мар 31, 2025 11:06 am
Vit Nhoc писал(а):
Ср мар 05, 2025 7:32 pm
Если интересно потестировать мою программу, можно скачать её тут:

https://chemcraftprog.com/newversions.html
А по Вашей программе можно в рамках тестирования посчитать энергию Гиббса по структуре соединения?
Очень нужно, информации нигде нет, а верить искусственному интеллекту, что он правильно посчитает - рискованно.
Ну да. Нарисуйте на экране молекулу, и нажмите Compute/Geometry optimization+frequencies. Потом кликните на Frequencies слева, и выберите в меню внизу-слева Compute the Gibbs energy by frequencies. И нажмите кнопку Calculate в открывшемся окне.
Недостатком нынешней версии является то, что она не может посчитать энергию Гиббса одноатомной молекулы, мне надо это поскорее исправить.
И сразу говорю что точность будет плюс-минус километр, как вы в теме уже увидели, но если возьмёте ряд гомологов и для них построите корреляцию с экспериментом - она скорее всего получится нормальной.

Ответить

Вернуться в «органическая химия / organic chemistry»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], Phobos и 4 гостя