Где и в как лучше делать диплом и науку химику-органику?
Где и в как лучше делать диплом и науку химику-органику?
Несмотря на то, что данный раздел назван "студенческим" (сам - уже не студент), скорее даже именно поэтому, хотел бы обсудить на форуме следующую тему:
Какой себе представляют работу в лабораториях "органических" кафедр химфака МГУ студенты 3-4 курса и аспиранты? Чего они ждут от руководителей - в плане актуальности тем, публикаций, конференций и материальной поддержки, наконец? Какой временной график работы представляется реальным и не напряженным?
И, наконец: какими представляются перспективы дальнейшей работы/учебы, по окончании факультета?
Если тема представляется интересной - давайте обсудим.
Какой себе представляют работу в лабораториях "органических" кафедр химфака МГУ студенты 3-4 курса и аспиранты? Чего они ждут от руководителей - в плане актуальности тем, публикаций, конференций и материальной поддержки, наконец? Какой временной график работы представляется реальным и не напряженным?
И, наконец: какими представляются перспективы дальнейшей работы/учебы, по окончании факультета?
Если тема представляется интересной - давайте обсудим.
Я не отношу себя к людям, в совершенстве владеющим данной темой. Кое-что знаю - не более того. Могу привести только некоторые примеры:slavert писал(а):ну я бы предложил чтобы вы как старший товарищ рассказали о перспективах которые открываюцца у аспирантов и специалистов после окончания кафедры органической химии химфака МГУ
Тут правда это неоднократно обсуждалось, но не было людей реально владеющих темой
1. Из моих очень хороших знакомых, занимавшихся металлоорганической химией, за рубежом попытались сделать карьеру пятеро. Один из них сделал диссертацию в Германии, защитился. Благодаря контактам своего университета с компанией Bayer сначала работал в компании на "птичьих правах", потом - на слабых позициях. Сейчас у него - хорошая позиция, но он шел к ней несколько лет уже после окончания аспирантуры. Кстати, этот господин был наиболее сильным химиком из пятерых. Другой разрывался между Британией и Россией, в конце концов уехал в Штаты на средненькую позицию. Трое оставшихся делали диссертацию в Европе, эпизодически появляясь в Москве. После защиты все трое оказались никому не нужны в зарубежных химических компаниях, а предлагаемые им академические позиции были откровенно слабыми (говорю с их слов - кто и что им предлагал, не знаю). Двое уже вернулись в Россию.
Один пока пытается зацепиться в Европе, однако он - самый слабый из пятерки. Не светит, вероятно. Вернувшиеся ищут работу, и лучшее, что им светит - начинать "с самого низа" в компаниях типа "Кембрижд". Сухой остаток: трое из пяти неплохо прожили несколько лет за рубежом, но им пришлось вернуться. Здесь же соответствующие их возрасту места заняты. Приходится (если все-таки заниматься химией) искать работу наравне с выпускниками МГУ (т.к. кандидатские корочки для фирм, занимающихся синтезом - не главное).
2. Один из вариантов после окончания - сразу идти работать в структуру, занимающуюся синтезом. Вопрос только - в какую. "Кембридж" или "Контакт" - структуры в достаточной степени формализованные. Карьера и зарплата зависят от "микрошефа" и темы работы. Устроиться, по-моему, не особенная проблема (по крайней мере, после МГУ). Но - там надо работать руками. Много и аккуратно. Кроме фирм, есть частные шарашки (1-2 шефа и синтез чего попало в арендованных помещениях). В этих структурах работать можно, но там работа СДЕЛЬНАЯ. Одна моя очень хорошая знакомая в такой структуре, работая по 6-7 часов в день 5 дней в неделю, зарабатывает порядка 1000 в месяц. Рядом с ней трудятся выпускники Менделавки, и более 600 у них получается редко. Причина - разница в квалификации. И тот факт, что Вы защитили диплом по органической химии, еще не гарантирует высоких доходов в подобных структурах. К сожалению, очень и очень многие выпускники факультета за время обучения получать органические соединение требуемой степени чистоты так и не научились, и в подобных структурах зарабатывать будут (поначалу - точно) очень и очень немного.
3. Аспирантура и группы в системе РАН. Тут ничего не скажу - т.к. не знаю.
4. Аспирантура в США. По этому вопросу уже имела место некоторая дискуссия. Не знаю, как сейчас - когда я заканчивал факультет, в аспирантуру в Штаты уезжали не самые сильные дипломники. Разумеется, потом они надували щеки и пытались посматривать на своих бывших однокурсников свысока. Однако в целом (если взятьь наш курс) научные результаты оставшихся покруче результатов уехавших (по окончании аспирантур лишь часть из них осталась в химии, и звезд с неба не хватает. Середнячки -с...)
5. И, наконец - остаться на факультете. Тут все зависит от группы. На кафедрах органического цикла не так много групп, не испытывающих затруднений с реактивами, несложным оборудованием, регистрацией спектров и т.п. Эти группы занимаются, помимо всего прочего, либо коммерческим синтезом, либо работают по контракту. Карьера студента, попавшего в такую группу, зависит от многих факторов. Основные - это работоспособность, умение работать в команде и некоторые базовые знания. При попытке "войти" в группы Воскобойникова или Нифантьева необходимо отдавать себе отчет в том, что Ваша квалификация как синтетиков с точки зрения руководителей этих групп или их заместителей практически нулевая - и в соответствии с этим корректировать свои запросы и линию поведения вообще. Кроме того, в этих группах и 30-35-летние сотрудники много работают руками. Поэтому стиль руководства - обучение на собственном примере (внимательно смотреть и учиться!) и даваемые руководителем общие планы, которые следует выполнять. Мотериальная помощь возможна - но тут все зависит от отношения к делу. Если студент выполняет часть коммерческого синтеза (в группе Нифантьева этого нет, имейте в виду) - часть прибыли его. В противном случае при нормальном отношении к работе он будет получать некую стипендию. Небольшую. Но и - сколько времени в лаборатории проводит студент 3-4 курса? И еще одно: в группе Воскобойникова народ пашет до позднего вечера. В группе Нифантьева рабочий день строго ограничен, а в отсутствие сотрудников студенты не работают никогда.
Работа в таких группах (Воскобойникова, Нифантьева, Ненайденко, и т.п.) - это гарантия достойного диплома (если Вас возьмут и не попросят после испытательного срока поискать другое место). В плане же дальнейшей работы... Все зависит от финансового положения группы в целом и Ваших профессиональных качеств. Если работа пойдет - через пару лет после окончания можно рассчитывать не более-менее приличную зарплату. Но: руководители всех подобных групп достаточно требовательны - и наплевательского отношения к полученному делу не прощают. Несомненный "плюс" таких групп - выход в Beilstein, доступ к электронным библиотекам и базам данных. С публикациями лучше всего дело обстоит в группе Ненайденко.
Помимо перечисленных, есть еще группы Бабаева, Лебедева - но о них я ничего не знаю.
6. "Чистая наука" на кафедрах. Тут тоже возможны варианты. Если у Вас есть голова на плечах, высокая работоспособность, то можно попробовать пойти в лабораторию просто к хорошему человеку. Выполнять работу по плану лаборатории и параллельно - заниматься синтезами "на заказ". Но здесь я вряд ли могу что-то посоветовать - групп и их руководителей много, и их отношение к людям (студентам) разное. На личности переходить не хочу (тем более - многого не знаю). Тут надо разбираться в каждом конкретном случае.
P.S. Если нацеливаться на химфак, необходимо отдавать себе отчет и в том, что после аспирантуры, если все в порядке со ставкой и т.п., Вам придется заниматься преподаванием. Кому-то это нравится, кому-то нет.
Коммерческий синтез - это получение вещества определенной структуры по заказу фирмы, которая платит конкретные деньги за синтез именно этого вещества.pH<7 писал(а):Это коммерческого-то синтеза в группе Нифантьева нет?
Или же - синтез серии соединений, из которых химическая компания выбирает интересующие и опять-таки платит за каждую позицию.
Группа Нифантьева, насколько я могу судить, занимается разработкой новых перспективных катализаторов полимеризации, и основная работа в ней - исследовательская.
Тот факт, что у группы имеются средства, не обязательно указывает на то, что группа выполняет именно "заказные" синтезы и только этим "кормится". Возможны и иные схемы сотрудничества. Просто они достаточно редки.
Именно! Я говорил про того, который на химфаке.pH<7 писал(а):Возможно, мы говорим про разных Нифантьевых. "Ваш", наверное, на химфаке, я имею в виду того, который в ИОХе. Или путаю что-то...
Его брат работает в ИОХ, но - как я уже писал выше - о том, что творится в институтах РАН, я ничего не могу сказать, просто не знаю.
Друзья-студенты!
Призываю тех, кто хочет действительно заниматься синтезом, начать поиск лаборатории как можно раньше, желательно с первого курса, и вести его активно. Не покупайтесь на мифы о коммерческой успешности группы или её обильных статьях. То, что одному хорошо - другому смерть, грубо говоря. Попробуйте одну группу, не портя отношения с начальством (насколько это возможно) перейдите в другую, третью. Принять окончательное решение можно и на 4м курсе, главное, чтобы оно Вас максимально устроило.
Везде требуют только работоспособности и времени, а остальные требования во всех лабораториях разные. Обращайте внимание на психологический климат, расспрашивайте старших о честности руководителя, это будет очень важно в будущем. Если Вы выполняете условия своих договорённостей с шефом, а он нет - бегите оттуда. Проявляйте побольше инициативы, если этого не приветствуют - что-то не в порядке. Не забывайте и об учебе, если у Вас проблемы с ней, а шеф говорит, что необходимо больше ходить в лабу - фтопку шефа и лабу. Будьте готовы к большому объему подсобной работы (азот, посуда, мусор). Постарайтесь разузнать перспективы работы у более осведомленных коллег.
Призываю тех, кто хочет действительно заниматься синтезом, начать поиск лаборатории как можно раньше, желательно с первого курса, и вести его активно. Не покупайтесь на мифы о коммерческой успешности группы или её обильных статьях. То, что одному хорошо - другому смерть, грубо говоря. Попробуйте одну группу, не портя отношения с начальством (насколько это возможно) перейдите в другую, третью. Принять окончательное решение можно и на 4м курсе, главное, чтобы оно Вас максимально устроило.
Везде требуют только работоспособности и времени, а остальные требования во всех лабораториях разные. Обращайте внимание на психологический климат, расспрашивайте старших о честности руководителя, это будет очень важно в будущем. Если Вы выполняете условия своих договорённостей с шефом, а он нет - бегите оттуда. Проявляйте побольше инициативы, если этого не приветствуют - что-то не в порядке. Не забывайте и об учебе, если у Вас проблемы с ней, а шеф говорит, что необходимо больше ходить в лабу - фтопку шефа и лабу. Будьте готовы к большому объему подсобной работы (азот, посуда, мусор). Постарайтесь разузнать перспективы работы у более осведомленных коллег.
Да, кстати, Студенты, сразу поймите, что в этих мегагруппах начальство лучше знает, сколько Вам надо работать, независимо от Вашего расписания. И готовьтесь к психологическому прессу (в зависимости от конкретной группы и времени года бывает по поводу и без повода). Вообще обычно действует правило: чем меньше пафос и "величие" руководителя, тем больше Ваша свобода и инициатива.*php* писал(а):Работа в таких группах (Воскобойникова, Нифантьева, Ненайденко, и т.п.) - это гарантия достойного диплома
Re: Где и в как лучше делать диплом и науку химику-органику?
Работать сейчас совсем не хотят, хотят тупо ханурить 24 часа в сутки, причем не понимают, что пришли учиться и должны хоть какое-то время уделять научной работе. Понять можно, здоровые лбы, не хотят паразитировать на родителях. Но когда их нет, кто будет выполнять за них работу, на которую они подписались и получают отсрочку, ну и небольшую денежную компенсацию. Если висит армия, тогда есть шансы заставить. Если не висит, то все, можно отчислять. Про тему, хотят, что б сразу лекарства, если оперится, то сразу давай JACS, хотя ни руками, ни головой на него не катит. На счет перспектив, сейчас 2 варианта - либо собираются валить туда, но доллар уже не тот, либо ханурить на нехимической работе (у моих так).
Да и так посмотреть шире, выход статья у народа одна в год- два, ее за неделю можно наработать. Сидят, чай гоняют.
Да и так посмотреть шире, выход статья у народа одна в год- два, ее за неделю можно наработать. Сидят, чай гоняют.
Я обращался к узкому кругу студентов, котрорые хотят работать сейчас, потом пойти в аспер, а может и всю жизнь связать с органикой. И процент таких очень мал, среди знакомых мне студентов - менее 5%. Если не удается отличить их от остальных - проблема у руководителя. Если он сразу оценивает молодого человека как тупого разгильдяя - удачи. Он оправдает ожидания, даже если он не таков.
Студент не имеет представления о методе проведения научной работы, ему надо объяснять, как дело делать. Он совершает много лишнего, например, при исследовании какой-либо реакции подбирает условия не те, не может сразу понять, какой растворитель оптимален, не лучшим способом выделяет продукт и т.д. Это не признак тупости. Вот если после 2-3 лет работы, к защите диплома, студент продолжает повторять свои ошибки, то есть сомнения в способности его быть синтетиком, а научника - быть руководителем у кого-либо вообще.
Студент не имеет представления о методе проведения научной работы, ему надо объяснять, как дело делать. Он совершает много лишнего, например, при исследовании какой-либо реакции подбирает условия не те, не может сразу понять, какой растворитель оптимален, не лучшим способом выделяет продукт и т.д. Это не признак тупости. Вот если после 2-3 лет работы, к защите диплома, студент продолжает повторять свои ошибки, то есть сомнения в способности его быть синтетиком, а научника - быть руководителем у кого-либо вообще.
Да знаю я. Учить, обучаю быстро, хватает месяца, разбор в теме вменяемый через год. А про 5% согласен, но, представляете себе, в какой ужас приводят оставшиеся 95%. Есть и рукастые и с головой, но понятно, что они быстро ищут другие варианты, хотя и компенсацию предлагаешь на уровне официальной заплаты доцента. Есть и слюнтяи, понятно, им - фик, зачем люди, которые пьют чай и шарятся в нете. Даже шут с ним, шарься, поставь пару синтезов, пусть вертятся, ну и шарься, а когда боятся обработаться... Больше всего выводят из себя "сынки", эти раздуваются, гонору, хоть стреляйся, под тягу не затащишь.
Про непонимающих студентов и аспирантов, есть и такие, что хоть кол на голове теши, бесполезно, необучаемые, хотя, как правило, это люди, которым не очень и надо, они пришли отсидеть свой срок, получить бумажку любого цвета и свалить заниматься своими делами.
Про непонимающих студентов и аспирантов, есть и такие, что хоть кол на голове теши, бесполезно, необучаемые, хотя, как правило, это люди, которым не очень и надо, они пришли отсидеть свой срок, получить бумажку любого цвета и свалить заниматься своими делами.
К счастью, научные группы обычно не требуют много народа для своей деятельности. А найти 1-2-3 студентов более-менее сносных можно и методом естественного отбора. Есть же люди, которые хотят быть научными работниками, любят синтез и не любят крутиться в манагерских супербизнесконторах. Благодаря их наличию социалдарвинистские научники могут расслабиться и заниматься своими делами.
А кроме любви к науке имхо единственный реальный плюс - бесплатное жилье для иногородних аспирантов. Жить в 10 минутах пешком от лабы и получать 500 уе обычно интереснее, чем получать 1000, тратить больше половины на жилье и ездить на работу 2 часа.
А кроме любви к науке имхо единственный реальный плюс - бесплатное жилье для иногородних аспирантов. Жить в 10 минутах пешком от лабы и получать 500 уе обычно интереснее, чем получать 1000, тратить больше половины на жилье и ездить на работу 2 часа.
В группе Воскобойникова мало кто работает более 8 часов в день, а уж больше 9-ти (по интересу) и вовсе почти никого нет. Рабочий график бывает строго нормированный (у Нифантьева), а бывает свободный (у Воскобойникова). Т.о. сотрудник может работать допоздна потому, что сам поздно приходит на работу. А уж кому какой стиль работы больше нравиться - на вкус и цвет товарищей нет. И, конечно, ни в одной из этих групп студенты не работают одни без сотрудников. Кстати, возможность работать допоздна в группе Воскобойникова сделана специально, чтобы студентам было удобно работать в лаборатории, не забивая на лекции (полезность чего в некоторых случаях можно поставить под сомнение), семинары (вне зависимости от полезности обычно нужно посещать) и пр. практикумы...*php* писал(а):И еще одно: в группе Воскобойникова народ пашет до позднего вечера. В группе Нифантьева рабочий день строго ограничен,
А в общем по заявленной теме можно сказать, что студент сейчас по всем параметрам очень слабый и часто не из кого выбирать-то. А поэтому они обычно ничего не ждут от руководителей и пр., кроме ДЕНЕГ, ДЕНЕГ и еще раз ДЕНЕГ. И ежели студент все же не так плох, то приходится ему в этом потакать...
Научникам надо еще и изыскать эти 500$ на студента, вот такие у них свои дела, из кармана не дадут совсем свои, а если работа над проектом, то др. дело. Тоже к совсем "своим" нельзя отнести написание статей и проектов на денЮшку, если она идет, заодно и младшим сотрудникам.Pyron писал(а): Благодаря их наличию социалдарвинистские научники могут расслабиться и заниматься своими делами.
Хотя есть среди шефьев и тов. барины, пользующихся исключительно кнутом и даже пятак не выделят. Вот тут попадалово.
Обычно, кстати, непонимающие в аспер не попадают.Сержл писал(а):Про непонимающих... аспирантов, есть и такие.
Поскольку студентов/аспирантов немного приходится на одного руководителя, все вопросы легко можно решить разовым разговором по душам. Выяснить, что ему нужно, если ничего, то тактично объяснить, что, возможно, в другом месте ему будет лучше. Ведь лабы, где люди действительно работают, в принципе не приспособлены для халявщиков. Для них есть множество незатейливых кафедр, лаб и групп, где можно сделать диплом, приходя на работу пару раз в неделю и не взрываясь от непосильной работы. Я не понимаю, как после этого возникает проблема наличия в лаборатории бездельников. Ведь на самом деле, дурачков в ведущих универах (в МГУ точно) почти нет, есть только не готовые к конкретной научной работе субъекты. А с ними всегда можно найти взаимопонимание.
Еще как попадают, на ХФ редко (но есть), их в РАН гонят, хотя работу выполняют на ХФ. Во многих РАН конторах вступительный- халява, но есть и жесткие извращения- ИНЭОС.
Про по душам, а вот не всегда, будет смотреть на тебя глазами теленка, говорить- да, начальникА, через час опять поехало. И беседовать так можно годами.
Про по душам, а вот не всегда, будет смотреть на тебя глазами теленка, говорить- да, начальникА, через час опять поехало. И беседовать так можно годами.
Пардон, студентам 500 очень мало где платят. Я знаю только одно место, где такие денежки отдают за 40+часовую рабнеделю. Я имел ввиду аспирантов, как более квалифицированных (в идеале) сотрудников. А студенческие- это 100-200.Сержл писал(а): Научникам надо еще и изыскать эти 500$ на студента, вот такие у них свои дела, из кармана не дадут совсем свои, а если работа над проектом, то др. дело. Тоже к совсем "своим" нельзя отнести написание статей и проектов на денЮшку, если она идет, заодно и младшим сотрудникам.
И конечно, уважаемый Сержл, я не собираюсь недооценивать деятельность руководства. Они поддерживают и организуют всю работу, и их право решать, как действовать, в том числе в отношении младших сотрудников.
Но я считаю, что за свои усилия (если они есть) молодой человек в любом случае должен получать награду в виде денег (пусть по ставке в разы меньше, чем у "взрослых" и пропорционально количеству часов), или статей, интересных конференций, или смеси этих пряников. Как ни странно, поощрение привлекает людей, заставляет работать над собой и прогрессировать. А "подзатыльники" ничего, кроме негатива, не вызывает.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 62 гостя